Из чего состоит задняя бабка токарного станка?

Задняя бабка токарного станка

Из чего состоит задняя бабка токарного станка?

Планка и зажимной болт перемещают и закрепляют заднюю бабку. За перемещение пиноли, когда происходит момент сверления отвечает маховичок. Винт с рукояткой нужен для того, чтобы закрепить пиноль в необходимом направлении.

Чтобы положение оси задней бабки оставалось устойчивым и надежным во время всего периода работы корпус на задней бабке крепится на станине. Такая мера позволяет предотвратить возможность аварийного случая, например, если деталь вырвется из центра.

Эффективность работы задней бабки станка оценивается по следующим критериям:

  • Оставаться на исходной позиции, не поддаваясь на внешние факторы;
  • Осуществлять верное направление положение оси центра;
  • Установка по оси станка должна отнимать минимум время;
  • Максимально точно устанавливать обрабатываемую по центру обеих отверстии станка;
  • Создавать надежное направление шпинделя (пиноль) задней бабки, не изменяя положение оси.

Задняя бабка имеет разные виды конструкции, но при этом в их конструкции будут входить универсальные детали. Это позволяет максимально быстро ориентироваться в задней бабке токарного станка любых размеров. Для этого необходимо знать, как устроено данное оборудование средних размеров.

Конструкция задней бабки токарного станка

Как и у большинства станков корпус задней бабки имеет два основные детали – это сам корпус (1) и основание задней бабки (2), которые представлены в виде плота (мостика).

На верхнюю поверхность плота (мостика) устанавливается корпус, а сам он подгоняется по направляющим станины. Плоскости, где корпус соприкасается с плотом, устанавливаются таким образом, чтобы оси задней бабки и шпинделя станка не только совпадали, но и были параллельны ей.

Чтобы достигнуть максимальной параллельности осей осуществляется присоединение к вертикальной грани направляющего буртика. Винт с квадратной головкой и гайки позволяют переместить корпус по плоту и тем самым достигнуть бокового совпадения осей. С помощью двух болтов (4) и накладки (3) корпус одновременно крепятся сразу к двум деталям: плоту и станине.

Восстановление и ремонт задней бабки

Задняя бабка является узлом, который активно используется во время работы токарного станка, что в итоге приводит к выходу из строя. Приводить в рабочее состояние чаще всего приходится:

  • Соотношение мостика и станины;
  • Настройка точности отверстия;
  • Регулирование высоты центров.

Ремонтировать необходимо и отдельные детали задней бабки: элементы управления и пиноль.

Тяжелее всего подлежат к восстановлению регулирование высоты у центров и точность отверстия корпуса. Специалисты используют акрилопласты для наиболее эффективного восстановления большинства поломок задней бабки. Для незначительных дефектов, например, отверстия под пиноль применяют притир, но необходимо после этого применить тот же акрилопласт.

На направляющих установлены специальные накладки, чья задача восстанавливать параметры растачивания. Это позволяет регулировать высоту центров. Также необходимо изготовить новый шпиндель, который устанавливается с помощью акрилопласта.

Восстановление задней бабки акрилопластом

Одним из главных узлов токарного станка является задняя бабка. Поэтому каждый оператор обязан знать конструкцию данной детали и знать необходимую информацию о наиболее «популярных» причинах поломки. Наиболее простые дефекты можно исправить самостоятельно, но мы рекомендуем обращаться к специалистам.

  • Для того, чтобы расширить отверстие для шпинделя снимают метал толщиной 3-4 миллиметра. Важно, чтобы показатели овальности не превышали полсантиметра.
  • Полая оправа монтируется в шпинделе передней бабки. Равнение внешнего диаметра цилиндрической оправки происходит по внешнему диаметру обновленной пиноли.
  • Перед тем как установить оправку приделывают прокладку (например, бумага) в конусное отверстие пиноли. Измеряется место установки относительно оси пиноли и центра.
  • После установки оправки тестируют и при необходимости регулируется биение поправки. Хорошими показателями является от 0,16 до 0,19 мм. Пиноль монтируется таким образом, чтобы оправка располагалась с небольшим отклонением над ней. Отличие высоты центров и передней бабки имеет уровень равный 0,06-0,08 мм.
  • Над отверстием шпинделя просверливаются три небольшие дырочки диаметром примерно 7 мм. Они размещены по середине и краям корпуса задней бабки.
  • Просвет в корпусе необходимо обработать обезжиривающим средством и сушить на протяжении 25-30 минут.
  • Оправку закрепляют на станине при поомщи болтов, а перед этим обрабатывают мылом и монтируют корпус задней бабки.
  • При помощи специальных колец и пластилина происходит загерметизация отверстии под пиноль. Также делают для крепления шпинделя.
  • В том месте где были просверлены три отверстия делают три воронки из пластилина.
  • Раствор из акрилопласта заливают в среднюю воронку. Заполняют ее до тех пор, пока не заполнятся крайние воронки.
  • Обработанную акрилопластом заднюю бабку оставляют сушиться засыхать при температуре 19-20 градусов.
  • Затем сдвигают узел и очищают его от остатков пластилина. Также создаются специальные канавки, проделывают отверстия, формируют паз шпоночного типа и окончательно собирают всю конструкцию задней бабки.

Источник: https://www.pkfspektr.ru/stati/stati_25.html

Задняя бабка токарного станка по дереву

Из чего состоит задняя бабка токарного станка?

От продуманности каждого агрегата обрабатывающего станка по дереву зависит качество получаемых деталей. Большое значение играет задняя бабка токарного станка. Её можно использовать уже готовую, изготовленную на производстве или сделать самостоятельно в домашней мастерской.

Читайте также  Как сделать стол для сверлильного станка?

Назначение узла

Задняя бабка предназначена для фиксации деревянной заготовки в строго определённом положении. От этого зависят порядок и качество проводимых операций. Она представляет собой подвижный элемент и выполняет роль второй опоры. К ней предъявляют следующие требования:

  • обладать высокой степенью устойчивости;
  • обеспечивать строгое положение центра закреплённой заготовки;
  • иметь хорошо отлаженную систему крепления, позволяющую быстро и надёжно крепить заготовку;
  • точное движение шпинделя (пиноли).

Токарный станок для обработки деревянных заготовок имеет заднюю бабку, отличающуюся от подобного элемента у станка по обработке металла.

Устройство и принцип работы

У токарных агрегатов по дереву такие элементы имеют различную конструкцию. Однако, несмотря на всё многообразие можно выделить следующие элементы:

  • корпус;
  • элемент управления;
  • маховик, осуществляющий перемещение пиноли вдоль центральной линии;
  • винт подачи (производится регулировка направления движения заготовки);
  • шпиндель.

Корпус представляет цельнометаллическую деталь, которая обеспечивает надёжность крепления всех элементов. Подвижная деталь задней бабки токарного станка должна обеспечивать надёжное крепление заготовки во время всего процесса обработки. Размеры этого элемента токарного агрегата определяют диаметр разрешённой заготовки, которую можно закрепить для обработки. Конус задней бабки станка для обработки древесины выполняет роль фиксирующего элемента. Его центр направлен на середину заготовки. Ось центра должна точно совпадать с осью симметрии.

Устройство задней бабки во многом определяет технические возможности станка. Каждый узел выполняется в соответствии с требованиями принятых стандартов.

Изготовление задней бабки своими руками

Разработчики и производители изделий для токарных работ по дереву предлагают большое разнообразие различных узлов и агрегатов. Обладая определённым опытом, необходимым оборудованием и материалами можно изготовить их самостоятельно.

Преимущества таких изделий для токарного станка состоят в том, что при её проектировании и изготовлении можно создать устройство способное решать только поставленные задачи и в нём будут отсутствовать ненужные функции и дополнительные возможности. Они только увеличивают сложность узла и повышают его стоимость.

Самодельные задние бабки для токарных станков могут быть изготовлены в домашней мастерской. Для этого потребуются следующее оборудование и инструменты:

  • токарный станок;
  • аппарат для сварочных работ;
  • комплект подшипников (обычно используются два);
  • набор для болтового соединения (три болта и три гайки);
  • два куска стальной трубы с толщиной стенки более 1,5 мм;
  • листовую сталь толщиной от 4 мм до 6 мм (какой проще найти).

Для снижения себестоимости необходимо использовать подручный материал. Необходимые метизы легко найти в мастерской. Если их нет они приобретаются в любом хозяйственном или строительном магазине.

Порядок производства задней бабки для токарного станка по дереву состоит из следующих этапов:

  1. Составление перечня задач, которые планируется решать на создаваемом станке (перечень необходимых операций).
  2. Разработать и начертить схему узла.
  3. Составить технологическую карту.
  4. Выбрать требуемый инструмент.
  5. Изготовить заднюю бабку.
  6. Установить и провести проверку работоспособности.

Порядок самостоятельного изготовления задней бабки токарного станка по дереву состоит из следующих операций:

  1. Изготовить заготовку для установки подшипников. Для этого необходимо обработать выбранный кусок трубы с внешней и внутренней стороны. Особое внимание следует уделить обработке внутренней поверхности. В ней будут установлены подшипники.
  2. При необходимости в изготовленной втулке следует произвести пропил. Его ширина не должна превышать 3 мм.
  3. С помощью сварочного аппарата соединить два болта. Должен получиться стержень заданной длины.
  4. С правой стороны отварить гайку с шайбой.
  5. С левой стороны удалить гайку.
  6. Головку болта спилить. Место спила обработать с помощью абразивного инструмента.
  7. Приступить к изготовлению шпинделя. Его изготавливают из обрезка трубы диаметром ¾ дюйма. Длина составляет около 7 мм.
  8. Конус задней бабки изготавливается из болта. Для этого его конец затачивают соответствующим образом.

После завершения изготовления всех элементов необходимо произвести сборку задней бабки и проверить её на включённом станке.

Качество самостоятельно изготовленной задней бабки во многом зависит от класса точности применяемого инструмента и профессиональных навыков изготовителя. Опыт показывает, что с такими узлами возникают определённые проблемы. К ним относятся:

  • превышение уровня вибрации;
  • плохая центровка;
  • низкая производительность, по сравнению с промышленными образцами;
  • повышенная скорость износа установленных подшипников.

Чтобы избежать негативных последствий необходимо произвести проверку станка на холостом ходу. Проверить соосность задней и передней бабки, качество смазки подшипников и надёжность их крепления. При правильной сборке и качественном изготовлении отдельных деталей самодельная конструкция соответствует всем требованиям и будет не хуже промышленной.

Регулировка и ремонт задней бабки

Поддержание в исправном состоянии данного узла токарного станка требует периодического обслуживания. При возникновении неисправности своевременного ремонта. Периодическое обслуживание предполагает регулировку всех параметров этого узла. Настройка заключается в проведении работ, направленных на устранение следующих недостатков:

  • появившихся зазоров между подшипниками и корпусом пиноли (эта неисправность характерна для токарных станков, у которых предусмотрено вращение пиноли);
  • регулировку смещения центра узла относительно шпинделя;
  • устранение люфта крепления бабки к станине.

Первоначальная регулировка задней бабки производится при подготовке изделия к продаже. В дальнейшем выставить заднюю бабку токарного станка следует с периодичностью, указанной в инструкции на конкретный образец.

Опытные пользователи рекомендуют проводить проверку всего токарного агрегата, а при необходимости настройку каждые полгода.

Ремонт данного элемента токарного станка производится по мере необходимости в случае явно выраженных неисправностей. Основными признаками неисправности этого агрегата, свидетельствующими о необходимости ремонта и настройки, являются:

  • изменение режима обработки;
  • появление биений в момент вращения заготовки.
Читайте также  Как навить пружину на токарном станке?

Трудным и затратным по времени считается ремонт пиноли. Ремонт этого узла требует токарного агрегата и опыта работы на нём. Самым сложным и требующим повышенной точности считается расточка (восстановление) отверстий. Конусные отверстия восстанавливают с применением специальной втулки. После завершения ремонта проверяют наличие радиального биения. Качественно проведенный ремонт позволяет получить заднюю бабку со всеми первоначальными характеристиками с нулевым биением.

Источник: https://lesoteka.com/instrument-i-oborudovanie/zadnyaya-babka-tokarnogo-stanka-po-derevu

Задняя бабка токарного станка. Устройство и технология ремонта

Из чего состоит задняя бабка токарного станка?

Технические характеристики, фотографии и чертежи приведены на странице Токарно-винторезный станок 1К62.

Задняя бабка служит для поддержания обрабатываемой заготовки при обработке в центрах и представляет собой вторую опору.

При сверлении задняя бабка специальным прихватом соединяется с кареткой суппорта и получает от него механическую подачу. Сверло вставляется в пиноль вместо центра.

Задняя бабка должна удовлетворять следующим условиям:

  • ни при каких условиях произвольно не сдвигаться
  • давать правильное положение оси центра
  • давать возможность быстрой установки по оси станка
  • предоставлять возможность точной установки обрабатываемой детали на обоих центровых отверстиях станка
  • обеспечивать надежное направление шпинделя (пиноли) задней бабки и зажим его без нарушения положения оси

Устойчивость и надежное положение оси задней бабки являются необходимыми условиями для получения удовлетворительных результатов при обработке в центрах и устранения возможности аварий из-за вырывания обрабатываемой детали из центров. Это зависит от закрепления корпуса задней бабки на станине.

Конструкции задних бабок очень разнообразны, но основные принципиальные схемы их имеют много общего. Поэтому, зная принципиальное устройство задней бабки какого-либо универсального токарного станка средних размеров, можно без труда разобраться в конструкции бабок других токарных станков.

Рассмотрим конструкцию задней бабки токарного станка. Корпус задней бабки этого станка, как и большинства станков других типов, состоит из двух деталей: собственно корпуса 1 и основания (плота, мостика) задней бабки 2.

Плот (мостик) пришабривается по направляющим станины, а на верхнюю поверхность его устанавливается корпус.

Плоскости соприкосновения корпуса с плотом пришабриваются так, чтобы ось задней бабки по высоте совпадала с осью шпинделя станка и была ей параллельна. Параллельность осей достигается за счет пришабривания вертикальной грани направляющего буртика а плота. Боковое совпадение осей достигается перемещением корпуса по плоту при помощи винта с квадратной головкой и гайки. Корпус крепится к плоту и одновременно к станине при помощи двух болтов 4 и накладки 3.

Достижение совпадения осей шпинделей передней и задней бабок посредством шабровки опорных плоскостей корпуса бабки требует значительной затраты времени. Поэтому, как правило, при капитальном ремонте совпадение осей передней и задней бабки достигается за счет расточки отверстия под шпиндель задней бабки. При этом возникает необходимость замены шпинделя задней бабки, который окончательно протачивается по наружному диаметру лишь после расточки корпуса задней бабки.

Шпиндель (пиноль) задней бабки 7 представляет собой пустотелый цилиндр, передний край которого выполнен в виде конуса Морзе в который вставляется центр 6 или сверло, а в задний — гайка 9. При помощи этой гайки и винта 8 с маховиком 10 шпиндель может передвигаться вдоль оси. Шпонка 5 предохраняет шпиндель от поворота. Шпиндель зажимается рукояткой, которая имеет на конце правую и левую нарезки для зажимных сухарей. При убирании шпинделя полностью в заднюю бабку винт 8 своим торцом упирается в торец центра 6 и выталкивает его из корпуса шпинделя. Таким образом, в этой конструкции выбивание центра из конуса очень удобно.

У тяжелых станков шпиндель не имеет гайки, нарезка сделана непосредственно на шпинделе, а втулка маховика является гайкой. Из такого шпинделя выбить центр с торца невозможно. Поэтому обыкновенные центры для таких шпинделей не годятся; центры должны быть с нарезкой.

На нарезку навертывается гайка, при помощи которой можно выпрессовывать центр, или на центрах делаются лыски, которые дают возможность ключом повернуть центр и тем самым освободить его из гнезда.

Пользование простыми центрами у этих станков должно быть запрещено, так как они запрессовываются и выбить их можно только ударами кувалды или разогревом шпинделя паяльными лампами. Это приводит к порче конуса шпинделя.

При обработке пологих конусов необходимо смещать центр задней бабки в поперечном направлении. Для этой цели корпус задней бабки и основание связаны друг с другом поперечной шпонкой. Поперечное смещение корпуса бабки относительно основания производится винтами и гайкой.

Задняя бабка токарного станка 1к62. Сборочный чертеж

Задняя бабка токарного станка. Сборочный чертеж. Смотреть в увеличенном масштабе

Задняя бабка токарного станка 16к20. Сборочный чертеж

Задняя бабка токарного станка. Сборочный чертеж. Смотреть в увеличенном масштабе

При ремонте задней бабки восстанавливают точность сопряжения поверхностей мостика со станиной и корпусом, точность отверстия корпуса и высоту центров передней и задней бабок, ремонтируют или изготовляют вновь пиноль, винт подачи и другие детали.

Наиболее трудоемкими являются операции по восстановлению точности отверстия в корпусе под пиноль и восстановлению высоты центров.

Отверстие под пиноль в корпусе ремонтируют притирами, растачиванием с последующей доводкой и с помощью акрилопластов.

Притирами обычно ремонтируют малоизношенные отверстия. При этом высоту центров восстанавливают постановкой на направляющие компенсационных накладок и изготовляют новую пиноль.

При ремонте растачиванием одновременно восстанавливают высоту центров. После расточки отверстие обычно доводят притирами, а пиноль изготовляют большего диаметра.

Акрилопластами восстанавливают как точность посадки пиноли, так и высоту центров. При этом пиноль не изготовляют, а ремонтируют.

Читайте также  Как сделать шкив без токарного станка?

Этот способ ремонта наиболее эффективный, так как он требует затрат времени и средств в 3—5 раз меньших, чем в первых двух способах.

Рассматриваемые ниже два варианта ремонта задней бабки наглядно подтверждают выгодность ремонта с применением акрилопластов, в частности стиракрила марки ТШ.

Ремонт корпуса и мостика задней бабки без применения акрилопласта

Последовательность ремонта следующая:

  1. Шабрят поверхность 9 корпуса (рис. 60). Количество отпечатков краски должно быть не менее 10 на площади 25 X 25 мм
  2. Фрезеруют поверхность 10 мостика 8 и устанавливают накладку на клею или на винтах. При плотном сопряжении выступа мостика с пазом корпуса эту операцию не производят
  3. Шабрят сопрягаемые с корпусом поверхности мостика (по корпусу). Количество пятен при проверке на краску — не менее 10 на площади 25 X 25 мм. Выступ мостика должен плотно входить в паз корпуса (без люфта)
  4. Шабрят поверхности мостика по направляющим станины. Количество отпечатков краски — 10—15 на площади 25 X 25 мм. Одновременно при шабрении добиваются горизонтальности поверхности, сопрягаемой с корпусом, с точностью 0,05 мм на 1000 мм длины. Проверку ведут по уровню, устанавливаемому на поверхности 9 вдоль и поперек направляющих станины. Станину устанавливают и выверяют по уровню, при этом плоскость для крепления коробки подач должна располагаться строго вертикально.
  5. Скрепляют мостик с корпусом
  6. Закрепляют бортштангу в шпинделе передней бабки станка. Ось бортштанги в месте крепления резца должна быть выше нормального положения оси шпинделя на 0,05 мм, для чего: измерительный стержень индикатора, закрепленный на суппорте станка, подводят к верхней образующей бортштанги (у места крепления резца) и фиксируют это положение; ослабляют передние болты крепления передней бабки (ось шпинделя уже выверена параллельно направляющим станины), с помощью рычага несколько приподнимают переднюю часть, под передние концы направляющих подкладывают фольгу толщиной 0,02—0,05 мм и закрепляют бабку на станине; подводят индикатор к верхней образующей бортштанги и замечают новое ее положение, при котором ось бортштанги должна быть расположена выше оси шпинделя на 0,05 мм.
  7. Устанавливают заднюю бабку впереди каретки суппорта и накладывают груз для жесткости
  8. Растачивают отверстие для пиноли в корпусе задней бабки (за 2—3 прохода), скорость вращения шпинделя 250 об/мин; подача 0,1 мм/мин. При этом чистота поверхности должна быть не ниже V5, конусность — не более 0,02 мм, овальность — не более 0,01 мм.
  9. Шлифуют отверстие в корпусе с помощью разжимной оправки, закрепленной в шпинделе, и наждачной бумаги. Скорость вращения шпинделя 500—800 об/мин, подача 10—15 м/мин. Чистота поверхности V7, конусность — не более 0,02 мм, овальность — не более 0,01 мм
  10. Производят доводку отверстия в корпусе с помощью чугунного притира. Скорость вращения шпинделя 200—300 об/мин, подача — 5—8 м/мин. При этом достигается чистота поверхности V 8, конусность должна быть не более 0,01 мм, овальность — не более 0,005 мм.
  11. Удаляют фольгу из-под направляющих передней бабки и закрепляют переднюю бабку на станине. Собирают заднюю бабку с вновь изготовленной и пригнанной по месту пинолью. Движение пиноли должно быть плавным, без люфтов. Зажим должен обеспечить надежное крепление пиноли.
  12. Проверяют положение пиноли по отношению к направляющим станины и совпадение центров передней и задней бабок, согласно техническим условиям по ГОСТу 42—56.

Рассмотренный технологический процесс задней бабки широко применяется на многих заводах, несмотря на значительную его трудоемкость.

Ремонт пиноли задней бабки

Этот процесс включает операции по шлифованию наружного диаметра и восстановлению конусного отверстия путем установки компенсационной втулки.

Компенсационная втулка (рис. 61, а) имеет цилиндрическую форму снаружи и конус внутри. Втулку часто изготовляют из цементируемой стали, при этом конус закаливают до HRC 58—60. Толщина стенки втулки около наибольшего диаметра конуса принимается от 2 мм и более (в зависимости от диаметра пиноли).

Наружный диаметр втулки изготовляют по расточенному отверстию пиноли с зазором 0,05 мм, чистота обработанной поверхности V5—V6.

Втулку на клее устанавливают в пиноль и после затвердения (через 24 ч) шлифуют конусное отверстие.

Для примера приведем технологию восстановления пиноли задней бабки токарно-винторезного станка модели 1Е61, которая состоит из двух этапов:

  1. изготовление компенсационной втулки (рис. 61, а)
  2. ремонт пиноли (рис. 61, б)
  1. Вытачивают втулку с технологическими припусками, конус Морзе № 3, под шлифовку натяг 7—8 мм, не считая припуска 5 мм. Цементируют на глубину 0,8—1,2 мм. Снимают технологические припуски, оставив по 1 мм на сторону. Калят, HRC 58—62. Протачивают наружный диаметр и торцы по чертежу (выверяют на оправке от конуса).

  2. Растачивают отверстие в пиноли Ø30А на длине 90 мм (выверяют на биение с точностью 0,05 мм, чистота обработки V 5). Устанавливают втулку на эпоксидном клее и выдерживают 24 ч при температуре 18—20° С. Вставляют пробки с двух сторон, зацентровывают с точностью до 0,02 мм, протачивают пиноль по верху в размер и подрезают передний торец, снимают фаски. Шлифуют наружный диаметр в размер. Фрезеруют смазочную канавку по эскизу. Гравируют цифры по эскизу. Снимают пробки.

    Затем выверяют пиноль с точностью 0,01 мм, шлифуют конус Морзе № 3 по пробке и передний торец как чисто.

У отремонтированной по такой технологии пиноли повышена износостойкость конусного отверстия, а стоимость ремонта значительно ниже стоимости изготовления новой пиноли.

Источник: http://stanki-katalog.ru/st_70.htm